Правильный подход к оценке дизайна

Казнить нельзя помиловать!

Как мы выяснили в предыдущей части, универсального комплекта критериев успешности дизайна нет. К счастью, есть два ключевых критерия, которые работают во всех случаях, и на которые опирается любой профессиональный дизайнер.

Первый критерий звучит очень просто: задача должна быть решена. Формулировки могут быть разные: привлечь внимание, наглядно показать и понятно рассказать, сделать (не) дорогую рекламу, поднять продажи и т.д.

Да, дизайн — это ремесло, а не искусство. Дизайнер претворяет мечты клиента в жизнь, хотя некоторые дизайнеры умудряются сделать все с точностью до наоборот: тешат свое самолюбие за счёт клиента.

Чтобы не попадать в такие ситуации и понять, чем удовлетворение личных амбиций отличается от решения задачи, рассмотрим простой, но емкий на выводы пример создания логотипа креативного агентства «13 этаж» из Ижевска.

Ребята придумали забавную вещь — каждый желающий может нарисовать для них свою версию логотипа. Большинство, так или иначе, обыгрывают идею несуществующего 13 этажа, кто-то движется в сторону абстракции и упрощения, самые смелые рисуют пистолеты.

Правильный подход к оценке дизайна

Я решил оторваться на полную катушку и нарисовал сиськи предложил свой нестандартный вариант, обыгрывающий цифробуквенное сочетание «13F» (англ. 13 floor — 13 этаж).

Правильный подход к оценке дизайна

Идея была простой: кто сказал что 13F — это 13 этаж? Раз уж такой этаж часто не существует, то пускай 13F — несуществующий размер бюстгальтера, где 13 — обхват под грудью в сантиметрах (нереально, да), F — размер чашки (вполне реальный обхват груди).

Правильный подход к оценке дизайна

Логотип у меня получился в виде катастрофически худой девушки с внушительным бюстом. Кому любопытно, могут узнать подробности создания в статье «Как сделать логотип 13».

Замечу, что создавал я его не «от балды», а исходил из собственноручно заданных начальных условий:

Может ли такой логотип быть логотипом студии? Конечно, нет. Но вот что интересно: текущий логотип агентства тоже подходит под мои условия.

Правильный подход к оценке дизайна

Он выделяется среди соседей концептуально (не имеет отношения к этажности), обыгрывает цифру 13 (в котором скрыто лицо в профиль) и, что самое главное, на логотип студии очень даже тянет.

В итоге, оба логотипа удовлетворяют одним и те же требованиям, но мой вариант — это чистой воды развлечение. В случае реального заказа деньги клиента улетели бы в трубу.

Сделаю промежуточный вывод, процитировав § 149. Решение задач Ководства Лебедева, а, точнее говоря, его третий абзац:

Дизайн не надо обсуждать, он является решением поставленной задачи. Обсуждать можно только одно: решена задача или нет.

Хорошо, я развлекался, но так ли уж неудачно мое решение? Пофантазируем и представим, что 13F – это название интернет-магазина по продаже женских корсетов. При таком раскладе мой логотип смотрится отлично.

Правильный подход к оценке дизайна

Отсюда следует второй критерий:

Дизайн оценивается в контексте. Под контекстом понимается ситуация, в которой будет использоваться дизайнерское решение.

Я понимаю, пример с магазином может показаться неубедительным. Какой уж там контекст, слишком буквально все, и так понятно, что логотип подойдет. Поэтому предлагаю рассмотреть неочевидный случай контекстной оценки.

Для этого возьмем картинку неизвестного автора из другой моей статьи с говорящим названием «Неоднозначный дизайн»:

Правильный подход к оценке дизайна

Псевдодизайнеры любят добавлять под такими картинками подписи типа «лайк, если было», «клиент ничего не понимает в дизайне» и т.д. Но дело здесь не во внешнем виде, и не в отсутствии вкуса у заказчика.

Судя по тому, что заказчик выбрал второй вариант, он продает недорогие конфеты. Именно поэтому первый плакат будет отпугивать покупателей, создавая ощущение дороговизны.

Виноват в такой ситуации не заказчик, который выбрал верное с точки зрения продаж решение, а дизайнер, не разобравшийся, в каком контексте будет использован его макет.

Подумайте сами. Если вы хотите купить недорогую вещь, то, скорее всего, пойдете в магазин-дискаунтер, а не в бутик. Также и с дизайном — если заказчик продает недорогие товары, то визуально дорогой дизайн будет отпугивать потенциальных клиентов.

Естественно, первый вариант тоже имеет право на жизнь, но в другое время, в другом месте и с другим заказчиком.

Дизайн — это результат решения задачи заказчика, который можно оценить только в контексте использования.

Итоговым критерием успешности является работающий дизайн, который приносит пользу. Пользу для заказчика в виде реализации его продукта или товара, пользу для клиента в виде удовлетворения его потребностей.

Поделиться
Отправить