Критерии успешности дизайна

В самом начале у меня уже было четкое представление о том, как должна выглядеть готовая компания (Том Уотсон, основатель IBM)

Когда начинающий дизайнер смотрит на работы других (более опытных) дизайнеров или пытается делать что-то сам, то он пребывает в растерянности. Как расположить информацию на макете, почему выбран именно такой шрифт или цвет, каков критерий того, что дизайн получился или, наоборот, вышел неудачным?

Лично я очень страдал. Мне, как физику, привыкшему понимать задачу прежде, чем ее решить, было дискомфортно от того, что в дизайне мало кто пишет про основы. Чаще всего авторы восторженно рассказывали на своих сайтах в том, как нарисовать красивую кнопку в Фотошопе. Дальше фильтров и эффектов дело не шло.

Бальзамом на душу было «Ководство» Лебедева, который написал на тот момент целых 100 параграфов!

Если в «Ководстве» Лебедева не было «готовых рецептов дизайнерского успеха», то популярный в то время красноярский художник Виктор Вязьминов (MrDesign), наоборот, писал о вполне конкретных вещах. Его сайт, к сожалению, давно уже не работает, но, к счастью, есть PDF-версия. Предлагаю поизучать.

Критерии успешности дизайна

В общем, бродил я в тумане еще пару лет, пока не случился переломный момент, который я подробно описал во введении. Напомню кратко: продажи в интернет-магазине для кролиководов после моего редизайна шли хорошо, а программа «Комплекс управления кроликофермой» с моим дизайном интерфейса для той же аудитории продавалась неважно.

Вот тогда до меня начало доходить, что процесс создания дизайна очень похож на процесс описания слона слепыми мудрецами из известной притчи.

Давным-давно в маленький индийский город привели слона. Слепые мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад. «Слон похож на веер!» — воскликнул он. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба не правы. — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона. «Слон похож на копье!» — воскликнул четвертый. «Нет. Нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена» — говорил тот, ощупывая бок слона. Шестой мудрец потрогал хобот слона. «Вы все не правы, — сказал он, — слон похож на змею».

«Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они никогда не узнали, как выглядит слон.

На тот момент мой дизайнерский «слон» выглядел следующим образом:

Критерии успешности дизайна

Если теперь показать этого слона другому начинающему дизайнеру, то его мнение будет несколько иным (пофантазируем):

— Да, картинки — наше все! К черту смысл, главное — красивая картинка!

— Какая еще задача? Мой дизайн — это завершенное произведение искусства, как с ним дальше будет жить клиент, — не имеет значения.

— Да и вообще клиент — недалекий человек, который не понимает мою творческую натуру, сколько ему не объясняй.

И, по-своему, он будет прав. Навыки у всех разные, кто-то сильнее в картинках, кто-то — в решении задач. Иногда красивая картинка и есть решение задачи, а клиент объективно может оказаться недалеким человеком.

На что же опираться при оценке дизайна? Как, например, оценить такую листовку?

Критерии успешности дизайна

Особой красоты тут нет, и на произведение искусства эта листовка точно не тянет. Зато текст вроде бы удачный, клиента он устраивает, а картинки дорожных знаков (пусть и черно-белые) хорошо подходят по смыслу.

Тем не менее, однозначно сказать, получился дизайн или нет, сложно, потому что смотрим мы на него через призму дизайнерского «слона», который состоит из хвоста, ног и хобота. Такой ополовиненный слон.

Критерии успешности дизайна

Секрет же заключается в том, что для получения хорошего результата важно видеть «слона» целиком. И чем больше частей «слона» видно, тем проще создавать и оценивать дизайн. Например, если пририсовать ему уши, сразу становится понятно, почему у листовки именно такой дизайн :)

Критерии успешности дизайна

Под «ушами» в данном случае я подразумеваю контекст или окружение. Директор автошколы хочет привлечь именно студентов, поэтому листовка мимикрирует под объявление, которое висит около деканата или рядом с расписанием.

Критерии успешности дизайна

В этой ситуации на нас работает два вида контекста:

К такому важному понятию, как «контекст» мы еще вернемся далее и подробно его разберем.

Но что с критериями? В конце введения я вроде бы обещал ввести некие критерии, по которым можно было бы оценить работу дизайнера. Однако, как вы уже, наверное, догадываетесь, совокупность этих критериев индивидуальна в каждом отдельно взятом случае и универсального комплекта просто не существует.

Важнее понять, что обсуждать дизайн без понимания того, как он создан и для чего — бессмысленно. Наша листовка, на первый взгляд, выглядит обыкновенной распечаткой на принтере, но это распространенная ошибка — оценивать дизайн лишь по красивому «фасаду».

Мы смогли оценить дизайн листовки только с учетом контекста. И чем больше таких критериев вы будете использовать для оценки (видеть «слона» целиком!), тем лучше будет итоговый результат.

Хорошо, универсального комплекта критериев нет, но откуда их брать в каждом отдельно взятом случае? Ответ на этот вопрос рассмотрим в следующей части.

Поделиться
Отправить