Эффективный инструмент создания дизайна

Что такое ограничения и как их использовать в работе

Нетерпеливый читатель наверняка задается вопросом: столько всего понаписано, когда дизайн-то начнем создавать? Сейчас и начнем, прямо с чистого листа.

Эффективный инструмент создания дизайна

Правда, возникает другой вопрос: как это сделать, если перед нами чистый лист, в голове пусто и непонятно с чего начинать?

Вот тут-то нам и помогут ограничения, идею которых лучше всего описал самизнаетекто в § 175. Польза ограничений:

Позовем дизайнера и предложим ему сколько угодно денег.

— Вы согласны поработать над дизайном для нас за очень много денег?
— Да, это честь для меня.
— У нас есть условие: мы не хотим никак вас ограничивать.
— Это потрясающе, именно о таком заказчике я и мечтал. Всю жизнь меня мучили ограничениями и теперь…
— Позвольте перебить вас.
— Да, да, конечно, слушаю.
— Сделайте нам самый лучший на свете дизайн.
— Дизайн чего?
— Наше условие — отсутствие ограничений.
— Ааа… эээ… ммм…

У дизайнера взрывается мозг.

Этот диалог напоминает русскую народную сказку «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Действительно, как сделать то, непонятно что? Чтобы ответить на этот вопрос, разберем дизайн-процесс нескольких реальных проектов (готовьтесь, примеров будет много).

В 2004 году мне предложили разработать знак для рекламного журнала «Бюро услуг». Опыта создания логотипов у меня не было вообще, поэтому я выбрал самый простой путь: взял первые буквы названия.

Бюро Услуг

И тут же вспомнил, что существует устойчивое выражение «б/у» — бывший в употреблении. В своем решении я попытался максимально дистанцироваться от этого сокращения, поэтому итоговые формы букв определило именно ограничение: разработать знак на основе букв «Б» и «У», но без нежелательной ассоциации «б/у».

Эффективный инструмент создания дизайна

Но это пример частного случая, а существуют ли какие-то универсальные ограничения?

Да. В любом коммерческом дизайн-проекте, прежде всего, присутствуют два ключевых ограничения — время и деньги. Клиент обычно хочет быстро и бесплатно ;) Дизайнер же (или его руководство) прикидывает, какую сумму озвучить за ту или иную работу и сколько времени на нее заложить. Говоря иначе, есть ограничения в виде обсуждаемых сроков и стоимости.

Если они вас, как дизайнера, не устраивают, вы вольны не работать с этим клиентом. Или же вольны.

Например, дизайн листовки в Ворде, рассмотренный нами в третьей части — это ограничение на бюджет: сделать рекламу автошколе с минимумом вложений и максимальной отдачей.

Эффективный инструмент создания дизайна

Пример создания логотипа «Артмании» подробно разобран в статье «Как сделать логотип за полчаса» — времени мало, идей нет, а делать нужно. Логотип получился таким именно вследствие жестко заданного ограничения по срокам.

Эффективный инструмент создания дизайна

Выходит, с ограничениями по времени и стоимости можно работать, а можно отказаться от заказа. Тем не менее, в любом дизайне присутствуют определенные ограничения, которые игнорировать нельзя. Это еще один вид универсальных ограничений — технических.

Под техническими ограничениями я понимаю как сам процесс придумывания дизайна, так и возможность его реализации.

Например, я не умею рисовать пиктограммы, поэтому пользуюсь сервисами типа Iconfinder, чтобы найти там нужные мне иконки. Или я вообще не умею рисовать, поэтому использую собственные фотографии. Если не умею фотографировать, то воспользуюсь фотостоком или вообще сделаю текстовый дизайн. Не умею ничего — найму дизайнера :-Р

Я, кстати, не зря начал повествование с картинки чистого листа. Да, дизайна еще нет, но уже есть техническое ограничение по формату и не одно, а целых два: размер бумаги плюс книжная или альбомная ориентация. В статье про создание дизайна лифлета как раз рассмотрена работа с форматом.

Эффективный инструмент создания дизайна

Цитирую сам себя: « …казалось бы, ограничивающий нас формат (А4 пополам) подсказывает нам выигрышное решение по расположению ключевой схемы на весь разворот. Такой дизайн выглядит более просторным и масштабным, чем деление содержимого на две отдельные страницы».

Там же были разобраны технические ограничения печати и постпечатной обработки лифлета …

Эффективный инструмент создания дизайна

… которые помогли создать его обложку.

Эффективный инструмент создания дизайна

Естественно, ограничения можно и нужно комбинировать:

Время, деньги, пожелания клиента, наличие брендбука, выбор формата бумаги для буклета или СSS-фреймворка для сайта, возможность реализации задуманного дизайна и т.д. — чем больше будет ограничений в проекте, тем проще будет найти решение.

А теперь внимание, неожиданный вопрос: почему в передаче «Что? Где? Когда?» ведущий не появляется в кадре?

Эффективный инструмент создания дизайна

Создателю и первому ведущему «Что? Где? Когда?» Владимиру Ворошилову на момент первого выпуска было запрещено появляться в кадре. Незадолго до этого закрыли его рекламно-игровую передачу «Аукцион» и он стал нежелательным лицом на экране.

Ворошилов превратил личное ограничение (запрет на появление в кадре) в фишку передачи — ведущего нет, только его таинственный голос.

Да, часто само ограничение можно превратить в решение. Например, когда я оформлял в портфолио «Комплекс управления кроликофермой» мне понадобилась картинка-тизер.

Эффективный инструмент создания дизайна

Но под рукой были только маленькие растровые иконки кроликов, а тизер был нужен большого размера. Как маленькую растровую пиктограмму (ограничение) превратить в большую? Можно ее, механически растянув, увеличить, но получится или «мыло» или «пиксель-арт».

Эффективный инструмент создания дизайна

Что делать? Превращаем ограничение в решение: пусть маленькая пиктограмма остается иконкой на экране монитора, мы же будем смотреть на нее как будто через лупу.

Эффективный инструмент создания дизайна

В таком варианте пиксельные кролики на фоне растровой сетки монитора выглядят естественно. Трудноразрешимое, на первый взгляд, ограничение позволило найти нам интересное решение.

Как и обещал, эта часть получилась насыщенной на примеры. Поэтому пока остановимся и сделаем промежуточный вывод.

Ограничения помогают дизайнеру в поиске решения. Чем больше будет разных ограничений, тем проще будет найти решение и тем точнее будет результат.

Далее рассмотрим, к чему приводит нехватка ограничений и как их использовать в качестве критериев, на которые заказчик может опереться при оценке дизайна.

Поделиться
Отправить