Булат Гарипов · 16 сентября 2011
Представьте, что девушка едет в забитом автобусе в час пик. К ней «нежно» прижимается молодой человек (нет, не её и нет, не извращенец). Сама она кому-то «прочувственно» дышит в ухо. Обычная ситуация, общественный транспорт, никто не возмущается.
Но вот её остановка, молодой человек выходит вслед за ней (видимо она ему понравилась), но (!) он уже держит вполне определенную дистанцию. Все правильно — окружение поменялось, и вы прекрасно понимаете, как в данном контексте будут восприняты его «нежные» прижимания :)
С дизайном ситуация аналогичная. Он, как правило, живет в определенной среде (контексте), которая его окружает и с которой он взаимодействует. При создании дизайна это взаимодействие нужно учитывать и обращать в свою сторону, чтобы окружение работало на ваш дизайн или совместно с ним. Посмотрим, как это делается.
«Ководство» Лебедева:
§ 73. Культурные контексты
Каждый из нас периодически достает из своего почтового ящика бесплатные рекламные газеты, страницы которых выглядят, в общем, одинаково.
Этот кусок газетной полосы рекламирует украинские туристические компании (газета украинская, но это, по сути, не важно). Направление мысли при этом у всех компаний, похоже, одинаковое: «Деньги экономим, поэтому возьмем минимально возможную площадь. Текста в нее нужно напихать побольше, ведь у нас так много различных направлений и про все нужно рассказать. Оформление нужно сделать ярким, разноцветным, чтобы наша реклама привлекала внимание».
В данном случае физический контекст проигнорирован, поэтому любой рекламный модуль в окружении аналогичных модулей просто теряется. Вместо того, чтобы решать свою задачу по продвижению услуг компании, он тихо «погибает». Не зря специалисты по рекламе называют такие рекламные полосы в газетах братской могилой. Аминь †.
Посмотрим теперь, как сделать правильно. Очевидно, что наш модуль должен чем-то отличаться от остальных: размером, внутренней компоновкой, содержанием. В этом смысле ближе всех к верному решению подобралась компания «Одiссей», которая правильно увеличила рекламную площадь в два раза. Однако полученным пространством они распорядились нерационально, аналогично другим компаниям «забив» его текстом.
Попробуем спасти Одиссея от сирен. Вокруг у нас модули одинаковой формы, с четкими границами, цветными картинками (плашками) и большим количеством текста внутри. Сделаем все наоборот. Сначала отредактируем текст, оставив только предположительно ключевую информацию — это, кстати (как мы уже убедились в предыдущей публикации), отдельная и важная задача, ведь именно привлекательный текст «продает» услуги компании. Затем оформим его, отказавшись от цветного фона (у нас его и так нет) и четко выраженной формы (синей рамки).
Взгляните, как хорошо выделяется наша реклама и как цепляется за нее глаз! Визуально она кажется больше, чем есть на самом деле, потому что белые поля «сливаются» в единое целое с основной площадью модуля. Контекст (окружение) играет на нас.
Автор не зря взял первое слово в кавычки: будем считать, что наш дизайн находится не буквально на улице, но в некой среде — люди, обстановка, ситуация. За примером далеко ходить не будем: возьмем листовку из предыдущей публикации.
Листовка была развешена в вузах, на информационных стендах и выглядело это примерно так.
В этой ситуации на нас работает два вида контекста. Во-первых, физическое окружение: посмотрите, как выделяется наша листовка (даже издалека!) в бледном окружении остальных. Во-вторых, смысловой контекст: заголовок «Внимание, студенты всех курсов!» будет работать только в вузе.
При создании дизайна не забывайте про окружение :)
←
Окружение должно работать на ваш дизайн или совместно с ним.
P. S. Новые статьи — в «Школе дизайна»:
Визуальный и смысловой ритм, как основа удачного решения
Вьюпорт и медиа-запросы
Переделка дизайна листовки