Введение

Которое обязательно нужно прочитать и из которого становится понятно, чем хороший дизайн отличается от плохого

В 2004 году мне предложили поучаствовать в создании рекламного журнала «Бюро услуг» в качестве дизайнера рекламных модулей и оформления журнала в целом. Опыта у меня не было вообще, поэтому я собирал незамысловатые конструкции из логотипа, фоновой картинки и модного в то время шрифта Officina Sans (обязательно жирного начертания и с обводкой!).

Дизайн рекламного модуля

Иногда даже получалось что-то более сложное и интересное.

Дизайн рекламного модуля

Тогда я пребывал в блаженном неведении и честно думал, что журналы, листовки и буклеты печатаются «как есть». Достаточно принести файл в типографию и его сразу отправляют в печать. Святая простота :)

Видите тень под флаконами? Если этот макет специальным образом не подготовить, вместо красивой тени получится «грязь». Обычно подобные огрехи дизайнера исправляет специалист по предпечатной подготовке (англ. prepress), но даже он не всесилен.

Работая над журналом, я параллельно устроился в Центр оперативной печати «Абак», что позволило избежать позора. Опыт дизайнера-полиграфиста, пусть и небольшой, хорошо прочистил мне мозги и напечатанный журнал выглядел так, как нужно.

Дизайн журнала

Держа его в руках, я впервые задумался над тем, что мало просто создать макет в программе. Именно знание основ предпечатной подготовки дает дизайнеру уверенность в том, что бумажная версия окажется максимально близкой к экранному варианту.

Тем не менее, я продолжал оставаться в блаженном неведении (но уже со знанием препресса!) и воспринимать дизайн, как конечный результат моей работы. Что, в общем-то, на тот момент было недалеко от истины.

Вот, к примеру, перекидной календарь для «Нижнекамскшины», созданный мной в 2005. Вполне себе цельное и законченное произведение :)

Дизайн календаря

К счастью для меня, появилось одно «но» …

В 2007 году я работал одновременно над двумя похожими проектами, каждый из которых был для меня в новинку, так как я впервые столкнулся с подобными задачами и не знал, что получится в итоге.

Первый — «Комплекс управления кроликофермой», в котором я принимал участие в качестве дизайнера интерфейса.

Дизайн интерфейса

Интерфейс, кстати, получился инновационный. В нем было много современных для того времени решений, например, драг-н-дроп. Кроликов можно было таскать туда-сюда в окне браузера. И это в 2007 году! Магазин приложений Google Chrome откроется только через 3 года.

Вторым проектом был интернет-магазин. Это был редизайн существующего сайта по продаже обучающей литературы и фильмов для тех, кто хотел бы разводить кроликов.

Дизайн интернет-магазина

Когда работы по обоим проектам были завершены вылезло то самое «но», про которое я писал выше и которое не давало мне покоя.

Продажи в интернет-магазине после моего редизайна шли хорошо (выручка выросла в три раза, доходя на пике до четырехкратной!), а программа «Комплекс управления кроликофермой» с моим дизайном интерфейса для той же аудитории продавалась неважно.

Как же так? Я такой весь из себя крутой дизайнер, дизайн у «Комплекса управления кроликофермой» явно интереснее, чем у интернет-магазина, но результат прямо противоположный. Почему?

Чтобы ответить на это вопрос, отмотаем время назад, в мое детство. Тогда, прочитав книгу «Старик Хоттабыч», я был впечатлен тем, как Хоттабыч одним щелчком пальцев создает телефон «из цельного куска самого отборного черного мрамора»:

Вернувшись в Волькину комнату, Хоттабыч хитро оглянулся, щелкнул пальцами левой руки, и на стене, над аквариумом, тотчас же появилось точное подобие телефона, висевшего в прихожей.
— Теперь ты сможешь сколько угодно беседовать с друзьями, не покидая своей комнаты.
— Вот за него спасибо! — с чувством промолвил Волька, снял трубку, прижал ее к уху и долго тщетно прислушивался. Никаких гудков не было слышно.
— Алло! Алло! — крикнул он. Он встряхнул трубку, потом стал в нее дуть. Гудков все равно не было.
— Аппарат испорчен, — объяснил он Хоттабычу. — Сейчас я открою крышку. Посмотрим, в чем там дело. Но коробка аппарата, несмотря на все усилия Вольки, никак не открывалась.
— Он сделан из цельного куска самого отборного черного мрамора! — похвастался Хоттабыч.
— Значит, внутри там ничего нет? — разочарованно спросил Волька.
— А разве внутри должно что-нибудь быть? — забеспокоился Хоттабыч.
— В таком случае, понятно, почему этот телефон не действует, — сказал Волька. — Ты сделал только макет телефона, без всего, что полагается внутри. А внутри аппарата как раз самое главное.

Программа для учета кроликов и есть «цельный кусок черного мрамора». Сделать то мы ее сделали, но не учли, что «самое главное» — это не программа, а ее покупатель. Ни инновационность, ни красивый интерфейс ее не спасли. Выяснилось, что российский фермер просто не готов к таким инновациям.

При редизайне интернет-магазина, наоборот, работа началась от клиента: я изучил статистику старого сайта, посмотрел, кто куда ходит, какие товары самые популярные и т.д. Затем продумал схему подачи товара, переписал тексты и только потом принялся за дизайн.

Момент для меня оказался переломным. Я понял, что:

Это же понял Хоттабыч :)

— А что там должно быть, внутри телефона? Объясни, и я тотчас же сделаю все, что необходимо.
— Этого так просто не объяснишь, — важно ответил Волька. — Для этого нужно сначала пройти все электричество.
— Так научи же меня тому, что ты называешь электричеством!
— Для этого, — вдохновился Волька, — для этого нужно еще раньше пройти всю арифметику, всю алгебру, всю геометрию, всю тригонометрию, все черчение и еще много разных других наук.
— Тогда обучи меня и этим наукам.
— Я… я… я сам еще не все это знаю, — признался Волька.

В отличие от Вольки, я знаю и могу обучить. «Для этого нужно сначала пройти все электричество», а «еще раньше пройти всю арифметику, всю алгебру, всю геометрию, всю тригонометрию, все черчение и еще много разных других наук».

Если объем того, что придется изучить и освоить, не пугает, предлагаю начать с работающих телефонов критериев успешности дизайна. Но сперва небольшой дисклеймер.

Поделиться
Отправить