Контекст в дизайне

Ничто не является хорошим или плохим — всё зависит от того, как мы смотрим на вещи (Уильям Шекспир)

В предыдущих сериях мы несколько раз затронули тему контекста и выяснили, что дизайн — это результат решения задачи заказчика, который можно оценить только в контексте использования. Зайдем теперь со стороны дизайнера и посмотрим, каким образом дизайнер работает с задачей в рамках контекста.

В широком смысле контекстом называют совокупность обстоятельств, окружающих какой-либо объект. В нашем случае объектом будет собственно дизайн, а под обстоятельствами подразумевается его физическое окружение, варианты использования и т.д.

К сожалению, многие дизайнеры о контексте обычно вообще не вспоминают, а зря. Я хорошо помню, как в 2011 году мне позвонила руководитель Центра творческих знаний «Арт-Мания» и пожаловалась, что листовка, которую я разработал, теряется на фоне светлой стены университета (ей хотелось привлечь именно студентов).

Контекст в дизайне

Ситуация была плачевнее, чем она думала. Изначально листовку планировалось раздавать «из руки в руки». Затем было решено увеличить листовку в четыре раза (до формата А3), чтобы использовать ее как плакат для расклейки. Однако, малоконтрастная листовка без внятного заголовка и с дробным содержимым в качестве рекламного плаката работала плохо (правильным решением было бы переделать плакат «с нуля»).

При переформатировании листовки не был учтен изменившийся контекст: держу листовку в руках → плакат висит на стене.

Поэтому при создании дизайна важно понимать, кто им будет пользоваться, и как будет происходить взаимодействие с дизайном. Один и тот же дизайн может быть одновременно удачным и неудачным для разных людей. И даже для одного человека в различных ситуациях.

Рассмотрим далее различные виды контекста, а начнем с примера взаимодействия дизайна с его окружением из статьи «Выделяемся среди рекламы конкурентов».

Контекст в дизайне

Взгляните, как хорошо выделяется рекламный модуль компании «Одiссей» на фоне соседей. Именно «на фоне». Окружение в виде пестрых типовых макетов с большим количеством текста в буквальном смысле служит фоном для «Одiссея». Получается, что компании-конкуренты, сами того не желая, заплатили деньги за продвижение рекламы соперничающей с ними туристической фирмы!

Это пример наглядно демонстрирует, что для успешного решения всего-то и требуется, что учесть контекст :) Конечно же, так «везет» не всегда и учета только лишь физического окружения бывает явно недостаточно.

Отвлечемся ненадолго от реальности и изучим такую вот конструкцию.

Контекст в дизайне

Символ в центре может быть воспринят по-разному. Все зависит от того, как читать: сверху вниз или слева направо. При движении глаз по вертикали мы видим буквы А и С, поэтому символ в центре считываем как букву B. По горизонтали тот же самый символ в контексте чисел 12 и 14 воспринимается как число 13.

Буква B и число 13 «собраны» из одних и тех же элементов. Разница в восприятии знака — число перед нами или буква — определяется контекстом. Говоря иначе, все зависит от того, как смотреть.

Теперь вернемся обратно в реальный мир и разберем пример из статьи «Сделать наоборот».

Контекст в дизайне

Замена окон — грязная работа, в результате обычно появляется мусор. Как мы только что выяснили, «ничто не является хорошим или плохим — всё зависит от того, как мы смотрим на вещи». В нашем случае все зависит от того, как на этот мусор смотреть. Можно как на побочный продукт работы, а можно — как на уникальное торговое предложение или, сокращенно, УТП: после установки окон убираем весь строительный мусор.

В решении учтено окружение (макет визуально похож на макет из примера про турфирмы) и добавлено сильное продающее решение: мы не просто ставим окна — еще и мусор за собой убираем. Красота!

Погодите-ка, получается дизайнер должен еще и маркетологом быть что-ли? Безусловно, УТП может придумать и сам владелец бизнеса. Но если он этого не сделает, то реклама заведомо обречена на провал. Поэтому дизайнер, как минимум, должен поднять эту тему в разговоре с клиентом. В идеале — предложить продающее решение.

Вспомним еще раз начало статьи. При создании дизайна важно понимать, кто им будет пользоваться, и как будет происходить взаимодействие с дизайном. Один и тот же дизайн может быть одновременно удачным и неудачным для разных людей. И даже для одного человека в различных ситуациях.

Например, дизайн рекламного щита напрямую зависит от ситуации (мало времени на изучение!) или контекста взаимодействия.

Контекст в дизайне

Как и в предыдущем примере, в макете билборда, прежде всего, учтено окружение: щит стоит на улице, у него «шумное» окружение, поэтому буквы крупные, заметны издалека, а самого текста мало.

Затем добавлено сильное продающее решение (аналогично с мусором, превращаем минус в плюс): приедем в день поломки. Но главное — красивое решение в контексте взаимодействия (мало времени!): знакомая большинству справочная служба 09 считается и отложится в памяти лучше, чем телефонный номер, или не самый короткий адрес в интернете.

Этапы создания билборда подробно расписаны в статье «Дизайн наружной рекламы». Советую с ней ознакомиться, чтобы случайно не оказаться в пролете :)

Контекст в дизайне

Важно не забывать про контекст на всех этапах проектирования дизайна: от идеи до момента реализации и оценки. Что работает в одном контексте, не будет работать в другом и наоборот.

Особое внимание стоит уделить среде, в которой «живет» дизайн и контексту его использования или взаимодействия с ним.

Поделиться
Плюсануть
Отправить