Что делать, если дизайн не получается?

Разбираем причины и ищем решение

После прочтения предыдущих двух частей могло сложиться ощущение, что достаточно набрать необходимые ограничения, опереться на них и всё — дизайн готов. Требуется лишь воплотить свои идеи в жизнь. Однако начинающий дизайнер часто сталкивается с ситуацией, когда дизайн не получается.

Ключевых причины две. Первая из них — понимание задачи.

Понимание задачи

Создание любого дизайна начинается с того, что дизайнер должен понять, почему клиент обратился к нему и какую задачу он хочет решить. Часто это процесс сам по себе превращается в отдельную задачу. Клиент смутно представляет, чего хочет и в каком виде будет конечный результат, поэтому выдает общие фразы типа «хочу поднять продажи» или «хочу привлечь больше клиентов».

Проблема в том, что у каждого из них в голове своя картина конечного результата. Ограничения то дизайнер может и набрал, но вот клиента понял по-своему. В итоге клиент думает, что дизайнер решает одну задачу, а он, на самом деле, решает другую. Как ни старайся, никакие дополнительные ограничения ситуацию не спасут.

Приведу пример. На заре своей дизайнерской карьеры, когда я работал в центре оперативной полиграфии, мне поручили разработать дизайн рекламного билборда.

Заказчиком была крупная московская компания с представительством в моем городе (Казань). У представительства даже был свой дизайн-отдел, с которым мы придумали первую версию щита. Макет был презентован директору, который все раскритиковал и попросил сделать новую версию.

Сказано — сделано: «директорский» вариант щита отправили для окончательного согласования в Москву. Головной офис (та-даа-м!) предложил не заниматься самодеятельностью и выслал в ответ собственный дизайн-макет билборда.

Что произошло? У каждого была своя картина мира:

Если бы сразу выяснили, кто принимает окончательное решение, то не было бы потеряно зря столько времени и сил.

Дизайн должен утверждать только один человек, даже если это будет уборщица.

Как себя вести в такой ситуации взаимного непонимания? Тут есть два пути: или сразу делайте правильно или, если вдруг чувствуете, что оказались в тупике, вернитесь к точке старта и начните «с нуля». Пример такого возврата я рассмотрел в статье «Сначала назад и только потом — в будущее».

Какой бы вы путь не выбрали, для понимания задачи используйте следующее правило:

Только с помощью вопросов можно узнать, что действительно хочет заказчик и предложить ему эффективное решение. Спрашивайте, а не додумывайте за него.

Обсуждая будущий дизайн, необходимо убедиться в том, что вы действительно поняли друг друга. Расскажите заказчику, как вы себе представляете задачу и что собираетесь делать (лучше в письменной форме). Скорее всего, какие-то моменты будут поняты по-разному.

Кому интересно, могут изучить расширенную версию этого правила в статье «Взаимодействие дизайнера и клиента»

Нюансы реализации

Вторая причина, из-за которой дизайн может не получится — нюансы превращения дизайн-макета в конечный продукт.

В моей практике был случай, который запомнился мне на всю жизнь. В 2005 году я работал ведущим дизайнером в типографии. Как-то раз менеджер принес заказ на пакеты с фирменной символикой майонеза Мистер Рикко.

Клиент передал файл в формате Иллюстратора, а у нас в типографии печатали только из Корела. Предпечатную подготовку я сделал правильно, но при пересохранении файла не учел, что информация о цветах хранится в специальной «палитре» и «потерял» ее.

Правда сделал это очень хитро: у меня палитра сохранилась и макет открывался нормально, но на компьютере в печатном цехе этой палитры уже не было и файл выглядел вот так.

Печатникам черно-белая картинка не показалась странной, поэтому они успели отогнать приличный тираж, пока в типографию случайно не заехал менеджер и, мягко говоря, удивился (ох тыж …!).

К счастью, мне не пришлось компенсировать из своего кармана затраты на брак, но с тех пор при передаче макета в печать я всегда дополнительно прикладываю отдельный файл в формате JPG, потому что цвета в нем точно не слетят.

К сожалению, конкретный совет для такой или подобной ситуации дать сложно. Единственное, что могу сказать: знание тонкостей процесса приходит с опытом.

Но, независимо от опыта, в голове должно быть четкое понимание того, что утвержденная у заказчика картинка — это всего лишь предположение дизайнера о том, каким получится итоговый дизайн.

Дизайнер ошибается, если думает что его макет в фотошопе или векторном редакторе можно сразу пускать на печать. Или что нарисованный им макет сайта будет именно таким, каким он его задумал. Для правильной печати требуется предпечатная подготовка, а к работающему сайту можно прийти только через серию итераций. Сравните сами «первый экран» сайта компании «Иджат»:

Утвержденный у клиента макет и итоговый сайт

Утвержденный у клиента макет и итоговый сайт визуально очень похожи. Однако они значительно отличаются в деталях, что связано с особенностями верстки (использование CSS-фреймворка), изменением видения клиента по мере превращения макета в действующий сайт и корректировками вследствие учета пожеланий его посетителей.

Итак, что делать, если дизайн не получается? Убедитесь в том, что вы правильно поняли задачу. Вернитесь, при необходимости, к стартовому этапу и начните все «с нуля».

При этом не забывайте, что дизайн обретает окончательную форму только в процессе превращения «фотошопного» макета в финальное решение: напечатанный буклет, работающий сайт и т.д.

Поделиться
Плюсануть
Отправить