Неоднозначный дизайн

Булат Гарипов · 5 декабря 2014

Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Хорошо известный риторический вопрос, который определяет отношение человека к какой-либо ситуации: пессимистическое (пуст) или оптимистическое (полон).

В Википедии даже есть соответствующая статья.

Неоднозначный дизайн

Наполовину наполненный водой стакан — это просто факт. Интерпретация же его различна, все зависит от того, как посмотреть. Вот, к примеру, еще одна трактовка: если отпил из полного стакана, то он наполовину пуст, а если налили половину стакана — наполовину полон.

В дизайне ситуация аналогичная. Набор фактов, полученный при общении с заказчиком, может быть подан в различных вариациях.

Допустим, к дизайнеру обратилась знакомая молодая женщина с просьбой помочь ей с дизайном обложки книги, автором которой она является.

Маша (будем называть ее так) закончила вуз с красным дипломом, затем поступила в аспирантуру, защитила диссертацию, и некоторое время преподавала. В один прекрасный момент она решила поменять свою жизнь и открыла небольшое кафе быстрого питания.

Кроме того, у Маши возникло желание поделиться опытом с такими же «учеными» и она решила написать книгу о том, как открыть собственное дело «ботанику».

И ботаники делают бизнес
Да, да, такая книга
уже существует.

Обложка книги нас мало интересует (чуть позже станет понятно, почему). Давайте считать, что ее дизайн уже готов, осталось только сверстать оборот. Упор будем делать именно на текст, а не на визуальное оформление, чтобы однозначно передать нужное ощущение.

Итак, Мария хочет, чтобы на обороте книги была размещена ее фотография и краткий текст о ней. У дизайнера есть начальная информация, которую сложно воспринимать в каком-либо ключе, потому что она нейтральная: красный диплом, аспирантура, преподаватель, индивидуальный предприниматель.

Дизайнер «собирает» следующую смысловую конструкцию:

Бывший преподаватель, закончила вуз с красным дипломом, затем аспирантуру — продает гамбургеры.

Смотрите, какая унылая картинка вырисовывается в воображении. Не самое удачное словосочетание «бывший преподаватель». Закончила вуз и аспирантуру, а продает гамбургеры. Видимо чего-то в жизни не сложилось.

Остается только подобрать фотографию в нужном стиле и «Пособие неудачника» готово!

Неоднозначный дизайн

Маша говорит: «Подожди, подожди. Я не думала, что получится так. Давай-ка поправим». И вот наш дизайнер под чутким руководством автора книги выдает через полчаса еще одну версию.

Неоднозначный дизайн

Проанализируем, что сделала Маша.

Диплом с отличием, кандидат наук, успешный опыт преподавания в одном из ведущих вузов, собственный бизнес по продаже продуктов быстрого питания.

Какие превосходные обороты речи: диплом с отличием, успешный опыт, ведущий вуз, собственный бизнес. Естественно, в реальной ситуации необходимо уйти от обобщенных формулировок и внести конкретику. Что за вуз закончила, по какой теме защитила диплом и т. д.

В итоге получаем два внешне идентичных по компоновке макета, но первый «наполовину пуст», а второй «наполовину полон». Глядя на первый вариант дизайна покупатель книги решит, что автор делится с читателем своим неудачным опытом. Вторая же обложка, наоборот, подчеркивает достоинства Марии ;) и создает нужное настроение для покупки.

Читатель наверняка уже догадался, к чему ведет автор.

Дизайнер должен уметь работать с информацией. Собирать ее и перерабатывать, чтобы избавиться от двусмысленности, сделать дизайн проще, понятнее, интереснее.

Ошибкой будет поступить наоборот: сначала нарисовать дизайн в виде «контейнера», который потом заполнится текстом и картинками. В лучшем случае получится нейтральный вариант ½ стакана воды, в худшем — стакан вместо наполовину полного (+) станет наполовину пустым (−).

Вроде бы все логично. Дизайн со знаком плюс (+) вопросов не вызывает, он нужен для продвижения услуги или товара. Нейтральный вариант дизайна хорошо работает в интерфейсах, которые должны быть как можно более незаметны для пользователя.

Возникает вопрос: всегда ли неудачен дизайн со знаком минус (−)?

«Пессимистический» дизайн

Где-то год назад по сайтам и социальным сетям активно «ходила» следующая картинка:

Неоднозначный дизайн

Автор, к сожалению, неизвестен

Кому интересно, могут почитать комментарии, например, на сайте Пикабу (аж несколько сотен). У большинства посыл общий: «Безвкусица у заказчика, первый вариант лучше».

Дизайнеры критикуют: «В первом варианте картинка удачная, очень красиво. Однако использовано ПЯТЬ ШРИФТОВ!».

Обратите внимание: практически все обсуждают внешний вид.

Но даже поиск Гугла по картинке как бы намекает нам:

Неоднозначный дизайн

Отставим эту выдачу на совести Гугла и попробуем разобраться, что произошло. Благо, картинка отлично вписывается в канву статьи: слева «стакан наполовину полон», справа — «наполовину пуст».

С визуальной точки зрения оба макета неудачные. Но дело здесь не во внешнем виде, и не в отсутствии вкуса у заказчика. Дизайнер не понял главного:

Дизайн оценивается применительно к конкретной ситуации.

Судя по тому, что заказчик выбрал второй вариант, он продает недорогие конфеты. Именно поэтому первый плакат будет отпугивать клиентов, создавая ощущение дороговизны.

Виноват в такой ситуации не заказчик, который выбрал верное с точки зрения продаж решение, а дизайнер, не разобравшийся, в каком контексте будет использован его макет.

Естественно, первый вариант тоже имеет право на жизнь, но в другое время, в другом месте и с другим заказчиком.

Определенных выводов в этой статье не будет, так как это скорее «размышление на тему», а не готовое руководство к действию. Поэтому завершим тем же, чем и начали — стаканом, который, однако, всегда... наполовину полон:

Неоднозначный дизайн

© Half Full Optimist's Glass

Поделиться
Отправить

Оглавление

P. S. Новые статьи — в «Школе дизайна»: