Взаимодействие дизайнера и клиента2

20 ноября 2014

Большинство начинающих дизайнеров считает, что они создают конечный продукт в виде интерфейса, сайта или буклета и взаимодействия с заказчиком вполне достаточно для получения качественного результата.

Взаимодействие дизайнера и клиента

В действительности же ситуация намного сложнее: дизайнер работает не для одного клиента, а для двух, фактически помогая реализовать товар или услугу заказчика-продавца клиенту-покупателю.

Именно по этой причине в названии статьи появился «клиент в квадрате»

Получается, для создания эффективного дизайна необходимо взаимодействовать и с тем, и с другим.

Взаимодействие дизайнера и клиента

Это очень важный момент, проговорим его еще раз.

Дизайнер создает визуальную коммуникацию, как промежуточный продукт между заказчиком-продавцом и клиентом-покупателем.

Сразу же возникает вопрос: что делать с клиентом-покупателем? В отличие от заказчика, прямого «доступа к его телу» у дизайнера нет, как с ним взаимодействовать?

Тем не менее, сначала посмотрим на ситуацию с точки зрения именно заказчика.

Взаимодействие дизайнера и заказчика

Заказчиком у нас выступит компания «Микорд», создавшая одноименный медицинский диагностический комплекс или, если сокращенно — «МДК „Микорд“». Компании понадобился сайт, который бы рассказывал, что из себя представляет комплекс, и показывал, как он работает.

Согласно техническому заданию, на первой стадии разработки сайт должен представлять из себя набор вручную перелинкованных html-страниц, так как заказчик планировал поскорее его запустить и не хотел тратить время на прикручивание «движка».

Работа началась. Через некоторое время все страницы, кроме главной, были утверждены. Заказчик попросил отобразить на ней основной принцип работы комплекса: врач удаленно корректирует лечение нескольких пациентов.

Черновая версия главной страницы сайта выглядела следующим образом.

Взаимодействие дизайнера и клиента

На этом этапе заказчик решил показать недоделанный сайт своему сотруднику, имеющему опыт работы с аналогичными медицинскими комплексами в качестве конечного потребителя. Такой сотрудник c опытом фактически является клиентом и его в нашей схеме можно смело ставить на место покупателя.

Взаимодействие дизайнера и клиента

Когда заказчик попросил сотрудника посмотреть сайт и высказать свое мнение, схема поменялась.

Взаимодействие дизайнера и клиента

Следите за руками: заказчик-продавец превратился в покупателя собственного сайта, сотрудник занял место исполнителя, а дизайнер стал продавцом.

Фактически заказчик попросил сотрудника помочь «купить» ему сайт у дизайнера, точнее говоря убедиться в том, что сайт соответствует потребностям клиента-покупателя. Обратите внимание, что сайт на время стал самостоятельным продуктом, вытеснив с этой позиции медицинский комплекс.

Посмотрим теперь, как повел себя сотрудник.

Когда дизайнер (автор статьи), заказчик и сотрудник собрались на встречу, чтобы обсудить результаты разбора сайта, оказалось, что все комментарии сотрудника связаны с недоделанной главной страницей. Он думал, что она полностью готова, хотя обсуждал заведомо сырой материал. К оставшимся страницам сайта претензий не было.

Затем выяснилось, что вторая часть его отчёта связана с «движком», не предусмотренным в рамках текущего проекта. В итоге, встреча на 80% оказалась пустой тратой времени. А ведь можно было этого избежать, задав всего лишь несколько вопросов в самом начале.

Почему так вышло? Взглянем на схему еще раз.

Взаимодействие дизайнера и клиента

Cотрудник оказался на месте исполнителя и фактически воспроизвел поведение неопытного дизайнера, который додумал все за заказчика, вместо того, чтобы задать вопросы и узнать реальное положение дел.

Отсюда вытекает первое правило:

Только с помощью вопросов можно узнать, что действительно хочет заказчик и предложить ему эффективное решение. Спрашивайте, а не додумывайте за него.

Хорошо, а что с оставшимися 20% времени встречи? Согласно известному «принципу 80/20» они оказались самыми продуктивными.

Закон Парето или принцип 80/20
в Википедии

Обсуждая недоделанную главную страницу, сотрудник предложил несколько верных правок:

Вносим правки в макет, показываем заказчику и он сразу его утверждает.

Взаимодействие дизайнера и клиента

Читатель наверняка уже понял: рассказывая о недостатках главной страницы, сотрудник ушел с позиций исполнителя и вновь занял позицию покупателя (клиента).

Взаимодействие дизайнера и клиента

Поэтому второе правило гласит:

Поставьте себя на место клиента, работайте в его мире.

Хм, как-то странно получилось: одно правило со стороны заказчика, другое правило со стороны клиента. На самом деле, это универсальные правила, которые применимы и к тому, и к другому. Убедимся в этом.

То, что заказчику нужно задавать вопросы, мы уже разобрали. Теперь применим второе правило: поставим себя на место клиента заказчика.

Что, собственно, и было сделано в предыдущей статье про разработку лифлета для этой же системы: дизайнер поставил себя на место заказчика и учел дальнейшую печать лифлета на принтере. Если бы он об этом не подумал, то возможно оставил бы клиента с дизайн-макетом, который будет напечатан заведомо криво.

Взаимодействие дизайнера и клиента

Вспомним, что изначально второе правило было озвучено именно с позиции клиента. Однако, как показывает практика, с первого раза вряд ли получится понять, чего хочет клиент, даже если «занять» его место.

Вот тут на помощь и приходит первое правило: спрашивайте, а не додумывайте. Создавайте дизайн пошагово, пытаясь на каждом шагу получить обратную связь и улучшить дизайн.

Правда, остается открытым еще один вопрос: к клиенту обычно нет доступа, как получить обратную связь?

Готовое решение здесь посоветовать сложно, вариантов много и они напрямую зависят от конкретной задачи:

Итоговым критерием успешности является работающий дизайн, который приносит пользу. Пользу для заказчика в виде реализации его продукта или товара, пользу для клиента в виде удовлетворения его потребностей.

При взаимодействии с заказчиком или клиентом используйте два основных правила.

Правило первое

Только с помощью вопросов можно узнать, что действительно хочет заказчик или клиент и предложить ему эффективное решение. Спрашивайте, а не додумывайте за него.

Правило второе

Поставьте себя на место заказчика или клиента, работайте в его мире.

Помните: цель клиента — это цель дизайнера.

Поделиться
Отправить

Оглавление