Булат Гарипов · 26 июня 2013
Прежде чем мы перейдем к поиску ответа, определимся с понятиями. Автор рассматривает дизайн, как визуальную коммуникацию (передача информации, воздействие на потребителя), поэтому будем считать дизайн «простым» или «сложным» с точки зрения восприятия, а не реализации или внешнего вида.
Итак, делать дизайн простым или сложным? Ответ на этот вопрос волнует как дизайнеров, так и клиентов.
Простой дизайн, судя по названию, вроде бы проще сделать, он понятен большему кругу людей. Однако есть риск того, что результат окажется примитивным и непривлекательным. Действительно, создание простого дизайна часто требует от исполнителя большего профессионализма, чем создание сложного.
Прекрасный пример простого во всех отношениях дизайна от индийского дизайнера Капила Бхагата
Для тех, кто в танке: Галилео Галилей
Можно, наоборот, придумать сложное решение, но высока вероятность того, что его мало кто поймет. Попробуйте угадать, что за «домино» висит на стене?
Эти часы разработаны в Carbon Design Group
Несмотря на визуальную простоту обоих решений, идея в первом случае считывается быстро, второй же случай — «вещь в себе».
Как же соблюсти баланс, чтобы и сложно не получилось и примитивно не выглядело? Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев процесс создания логотипа «Ассоциации гештальт-терапевтов Казани».
Клиент с ходу ставит задачу: в основе логотипа должны лежать квадраты, основные цвета — синий и желтый. Тренд задают основные сайты по теме:
Начинаем думать. Название слишком длинное, значит нужно придумать какой-то знак, который легко можно будет наносить на футболки, бейсболки и т. д. У нас есть квадраты и начальные буквы А(ссоциация), Г(ештальт) и К(азань). Попробуем «поиграть» с квадратами. Появляется идея совместить два квадрата так, чтобы на стыке образовалась буква «К».
Думаем дальше. Гештальт в психологии обозначает целостность, несводимую к составляющим её частям. Наглядный пример гештальта — составной робот из мультсериала «Трансформеры», который собирается из нескольких роботов меньшего размера.
Гештальт (трансформер)
(Википедия)
А что если разбить наши квадраты на части (маленьких роботов)? Тогда у нас и «Г» будет явно видно, и «К» проявится.
«К» видно, но плохо. Пора подключать цвета.
С точки зрения дизайнера все выглядит замечательно. Квадраты, синий и желтый цвета, буквы «Г» и «К». Устойчивый синий квадрат (психотерапевт) и неустойчивый желтый (клиент). Их взаимодействие (зеленый цвет), опора правого квадрата на левый (поддержка неустойчивого клиента психотерапевтом). Ассоциация, правда, не вписывается в концепцию, но попробуем показать клиенту.
Презентуем и... тут начинается самое интересное. Клиент, который не знает «легенды», видит просто квадраты, английскую «L» и даже (о, ужас! :-) пожарный кран.
Как говорится, без комментариев. Наглядный пример сложного дизайна, когда, казалось бы, продуманное решение привело в итоге к непонятному результату.
Попробуем зайти с другой стороны. Оставим квадраты в покое и поищем решение «в лоб», например, просто возьмем буквы «А» и «Г».
Предельно просто, запредельно примитивно и вновь непонятно. Сокращение «АГ» может обозначать все что угодно, а должно расшифровываться как «Ассоциация гештальт-терапевтов». Как это показать?
АГ в словаре сокращений Sokr.ru
Попробуем поискать в Яндексе или Гугле картинки по слову «гештальт».
Генерал или старик и женщина с ребенком, ваза или два лица. Смысл у всех картинок один: видишь что-то одно, все зависит от того, как смотреть.
На этом и сыграем. Ассоциация в нашем случае представляет собой объединение людей.
Посмотрите, какое красивое решение. Ассоциация — это нечто целое (большой робот), но состоит она из гештальт-терапевтов (маленьких роботов). Аналогично, в основе буквы «А» — фигурка человека, но видно или букву или человечка. Все зависит то того, как посмотреть.
Осталось разобраться с «Г». Как на нее не смотри, видно только виселицу :-). Нам же нужно получить решение, построенное на контрформе, причем особая идея или смысл тут уже не требуются, главное — тот же принцип, что и у буквы «А». Тогда знак будет цельным.
Решение находится на сайте «EAGT», точнее говоря в букве «G».
Русская «Г» внутри английской «G».
Приятный бонус: «А» читается одинаково на обоих языках, «Г» одновременно русская и английская. Клиент может смело участвовать в зарубежных конференциях.
В рамках нашей концепции все выглядит замечательно. Слева разлапистый устойчивый терапевт, справа — неустойчивый клиент («G» качается на полукруглом основании). Однако «А» по массе передавливает соседку. Что делать?
Вспомним, что в основе логотипа должны лежать квадраты, а основные цвета — синий и желтый.
Знак получился двухуровневым по восприятию. Первый уровень (AG) — визуально простой, но не примитивный, понятен всем.
Второй уровень сложнее: человечек, буква внутри буквы и К(азань) на стыке двух квадратов. Если кто-то его не увидит, то ничего страшного не произойдет, сочетание «AG» спасет ситуацию. Зато остальные по достоинству оценят идею.
Осталось подобрать подходящий шрифт и логотип готов.
Вывод: какой бы не был дизайн, он должен быть понятным. При этом:
P. S. Новые статьи — в «Школе дизайна»:
Визуальный и смысловой ритм, как основа удачного решения
Вьюпорт и медиа-запросы
Переделка дизайна листовки