Сделать наоборот, задом наперед

Булат Гарипов · 10 июля 2012

В жизни каждого дизайнера или владельца фирмы периодически наступает момент, когда кажется, что все возможные интересные приемы по продвижению товара или услуги исчерпаны, и ничего нового придумать нельзя.

Застой мысли, кризис жанра, творческий ступор, а хочется найти необычное, свежее, интересное решение.

В этом случае может помочь прием «Сделать наоборот», суть которого заключается в следующем: чтобы получить нужный результат, с объектом необходимо произвести некое обратное действие, перевернуть его «вверх ногами».

Возьмем, к примеру, песочные часы. Если их перевернуть, то они «пойдут». Однако это будет прямое (не обратное) действие, ведь перевернутые часы будут выполнять свою основную функцию — отмерять отрезок времени.

Поменяем исходные установки. Будем считать, что нужный результат — это горка песка на дне часов, точнее говоря, порядок расположения песчинок. Тогда, перевернув часы, мы через некоторое время получим тут же самую кучку (нужный результат), но в иной конфигурации. Это и будет новое решение.

Сделать наоборот, задом наперед

Посмотрим, как этот прием реализуется на практике. Начнем с простых примеров, и, шаг за шагом их усложняя, доберемся до необычной бизнес-идеи.

Сделать наоборот буквально

Известный факт, что при наборе текста первую строку абзаца принято выделять отступом. Действительно, если несколько абзацев идут подряд без интервалов, они сливаются в один сплошной текст, который сложно читать. Например, в Ворде отступ задается вот так.

Сделать наоборот, задом наперед

Поменяем «Отступ» на «Выступ».

Сделать наоборот, задом наперед

Взгляните, как необычно начал выглядеть наш текст! При этом абзацы по-прежнему выделены.

Сделать противоположно по смыслу

Казалось бы, как можно сделать противоположно по смыслу, если мы в итоге этот смысл «потеряем»? Возьмем, к примеру, презерватив. Главное в нем — предотвращение нежелательной беременности и защита от различных заболеваний.

Придадим противоположный смысл первому утверждению: презерватив не спасет от возможного зачатия. Можно ли это утверждение взять за основу рекламного плаката? Еще как можно :)

Оригинальный плакат или его вольный перевод

Сделать наоборот, задом наперед
Сделать наоборот, задом наперед

Наоборот буквально + противоположно по смыслу

Давайте теперь вернемся из Европы обратно в Россию и займемся рекламой пластиковых окон. Типовая полоса в газете бесплатных объявлений выглядит обычно так.

Сделать наоборот, задом наперед

Прежде всего, вспомним, что окружение должно работать на ваш дизайн или совместно с ним. Все стараются сделать яркий, красочный рекламный модуль с максимально возможным заполнением внутренней площади. Сделаем наоборот — оставим только основное предложение и сделаем все на белом фоне с большим количеством «воздуха».

По сути, все занимаются одним и тем же, список услуг (предложений, акций) совпадает, цены на одном уровне, только название профиля разное. Все одинаковы, как быть? Делаем противоположно по смыслу. Раз все продают окна, то мы не будем их продавать. А что же тогда продавать? Давайте подумаем.

Замена окон — грязная работа, однако убрать за собой мусор очень просто, это не занимает много времени. Никто из установщиков окон этого не делает. Вот и решение: «После установки окон мы убираем весь строительный мусор».

Сделать наоборот, задом наперед

Обратите внимание на усиление рекламного предложения за счет связки: уберем мусор → в вашей квартире все останется «как есть» → кроме новых окон. Графическое решение в виде фотографии настоящего окна поддерживает текст и дополнительно выделяет модуль относительно окружения.

Сделать наоборот, как основа необычной идеи бизнеса

Вернемся к часам или, точнее говоря, ко времени. Предположим, что вы хотите открыть кафе и вам трудно придумать новую идею. Чтобы «запустить внутренние часы», попробуйте следующий перевертыш:

В кафе берут деньги за еду → В кафе кормят бесплатно

Появляется идея: кафе, где клиенты платят за время, а не за еду. Отмечаем время и берем плату за каждую минуту. Блюда и напитки бесплатны. Хорошо подойдет для кафе, где все места занимают люди с ноутбуками.

Такой бизнес
уже существует:

На этом можно остановиться, однако применим прием еще раз:

В кафе все сидят поодиночке → В кафе все заняты общим делом

Получаем кафе и одновременно клуб по интересам, где посетители платят за время.

Вывод прост, как и сам прием: чтобы выработать интересную дизайнерскую идею иногда бывает достаточно отказаться от общепринятых установок.

Поделиться
Отправить

Оглавление

P. S. Новые статьи — в «Школе дизайна»: